Жизнеописание Пресвятой Богородицы

«Все упования на Тя возлагаю, Мати Божия, храни Мя под кровом Твоим». Таковы слова краткой молитвы, обращенной к Богородице. Они просты, чисты, благозвучны и Божественно задушевны. Чудеса совершаются по молитвам постоянно… Нужно чутко прислушаться, приглядеться, иметь чистые помыслы и душу, что бы их увидеть и понять.

Настоятель Смоленского прихода
митрофорный протоиерей Виктор Московский

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно поверить, что у Нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли Ее воспринимать Царицей Небесной, а Она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем рассказывали нам Ее современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.

Мать Марии звали Анной, отец носил имя Иоаким, обе родовых ветви имели за собой почтенных предков, среди которых были имена патриархов, первосвященников и царей иудейских. Иоаким и Анна не считали себя особо зажиточными и знатными, хотя жили безбедно, разводя большие стада овец. Угнетала их только одна печаль: не было детей. У израильтян в ту пору бездетного воспринимали, как наказанного свыше. Приход Мессии был уже предопределен, а бездетные люди заведомо лишались надежды иметь Мессию своим потомком, о чем мечтала втайне каждая семья.

Небольшой городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, был расположен в трех днях пути от Иерусалима. Они часто ходили из Назарета пешком,что бы в знаменитом иерусалимском Храме выразить Богу великую свою просьбу: иметь ребенка. Всевышний услышал их молитвы и через ангела своего поведал, что родят они благословенную дочь.

Икона Божией Матери

9 декабря Православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы, а 8 сентября – рождение Ее. Трех лет от роду Мария была введена во Храм иерусалимский, где Ей суждено было провести многие годы в молитвах и трудах праведных. Тот храм был прообразом монашеской обители. После рождения желанного ребенка очень скоро умирают родители, сначала Иоаким в 80 лет, следом Анна. Сиротство и сознание своего одиночества еще сильнее обратило сердце Марии к Богу, в Нем была заключена вся Ее судьба.

Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, первосвященники объявили Ей, что настала пора выходить замуж. Мария отвечала, что не желает такой участи и хочет сохранить девство. Как быть? Ангел господен явился первосвященнику Захарию и поведал ему совет Всевышнего: «Собери неженатых мужей колена Иудова, из рода Давидова, пусть они принесут свои посохи. Кому Господь покажет знамение, тому вручи Деву, чтобы он стал хранителем Ее девства».

Первосвященник Захарий собрал неженатых мужей вблизи своего храма и обратился к Господу с молитвой: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». Посохи приглашенных мужей были оставлены в святилище. Когда за ними пришли, то сразу увидели, как среди них один расцвел, а на появившихся ветвях сидела голубица. Владельцем посоха оказался 80-ти летний вдовец Иосиф, занимавшийся плотничьим ремеслом. Голубица слетев с посоха стала кружиться над головой Иосифа. И тогда Захарий сказал: "Ты примешь Деву и будешь хранить Ее." Поначалу Иосиф возразил, испугавшись того, что при взрослых сыновьях, которые старше Марии, он станет посмешищем людей. Предание гласит, что и сама Мария была сильно огорчена тем, что Ей надлежало покинуть Храм Божий. Но по воле Всевышнего обручение совершилось, только Иосиф стал не мужем Марии, в нашем привычном понимании, а хранителем Святыни и заботливым служителем Девы Марии.

Об Иосифе не слишком многое сказано в писаниях, но все-таки по ним можно сложить довольно ясный образ. Старец был потомком царей Давида и Соломона, человеком твердого и правдивого нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От первого брака с Соломеей у него было две дочери и четыре сына. До обручения с Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф привел Богом данную отроковицу в свой дом в Назарете и они погрузились в обычные будничные дела. Марию не покидало чувство свершения чего-то великого, неописуемого, необыкновенного. В то время прихода Мессии ждали все люди как единственного избавителя от многочисленных пороков, опутавших людей словно паутиной.

Роскошествующий Рим, покоривший многие страны и народы, изощрялся в наслаждениях, погряз в разврате, извращениях, изуверстве, забыв о всех добродетелях. Катастрофа духа всегда приводит к катастрофе тела. Врачевателем же духа мог быть только Всевышний. Дева Мария инстинктивно, не отдавая себе в том отчета, готовилась к исполнению величайшего Божественного замысла. Она душой постигала явление на свет Спасителя. Она еще не знала, каким способом Бог пришлет на Землю Своего Сына, но душа Ее уже сама готовилась к этой встрече.Пресвятая Дева вещей сутью Своей единственная могла соединить вековые основы Ветхого завета с новыми христианскими законами жизни.

Икона Божией Матери

Для благовестия о Своем Божественном замысле Господь избрал архангела Гавриила, одного из самых первых ангелов. Икона Благовещение раскрывает нам это великое деяние Господа. Ангел передает небесный цветок - лилию и произносит слова: Икона Божией Матери "Радуйся, Благодатная: Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!" Смысл этих небесных слов в том, что Пресвятая Дева зачинает Сына, царству Которого не будет конца. Еще раньше Она читала священные книги, в часности, пророка Исаии, о том, что некая Дева родит Сына человеческого от Бога. Она готова была стать служанкой Той женщины, хотя предчувствия внушали Ей роль более высокую.

Современный человек может породить в своем разуме тень сомнения. Непорочное зачатие во все века вызывало вопросы. Но самое удивительное, что услышанная Благая Весть перво-наперво усомнила Саму Марию. "Как будет это со мной, когда Я мужа не знаю?"- были первые Ее слова. Непорочное зачатие или приснодевство Пресвятой богородицы – есть соединение небесного и земного, духовного и материального. Этот момент был моментом перерождения мирского человека в Святость, которой поклоняются люди вот уже более двух тысячелетий.

Наиболее полно и многообразно представлены в духовной литературе и иконописи Рождество Христово и вся дальнейшая Его земная жизнь. На всех этапах духовного подвига Иисуса Христа во имя спасения людей рядом с Ним стояла Его Мать - Пресвятая Богородица. В холодную декабрьскую ночь Она, родив сына, не могла приютить Его в Своем доме. 14000 невинных детей мальчиков пали жертвой за Христа по воле царя Ирода.

Суть открытия и объяснения людям христианского учения для Божией Матери заключалась не в словах, а в самой жизни. Это самый результативный метод обучения детей родителями: можно мало говорить и много делать, тогда дети обязательно поймут, как надо делать и что делать. Дева Мария усердно служила бедным, подавала нищим, ухаживала за больными, помогала сиротам и вдовам. Очень много времени отдавала молитвам у гроба сына. Иосифа - обручника Дева Мария похоронила, когда Иисус был в отроческом возрасте. Иосиф скромно и благородно исполнил свой жизненный подвиг. Именно подвигом должна быть жизнь каждого из нас, суть жизни в том и заключена, чтобы с достоинством исполнить данное Богом предназначение. Как исполнить? Следовать совести. Совесть должна быть поводырем жизни - предпосланная Богом, хранимая самим человеком. Своим бытием, материальными и духовными стараниями учила людей Богородица, пробуждая в человеке Совесть - голос Бога. Немногословной Деве Марии однажды все-таки пришлось выступить перед людьми с чудеснейшей проповедью, предание о которой дошло до наших дней. Богородица намеревалась посетить Кипр. Корабль пересек Средиземное море, и вот-вот должен был показаться желанный остров. Но вдруг на корабль обрушилась буря и он стал неуправляем, его понесло в другую сторону словно по воле небесного Кормчего. Корабль попал в Эгейское море, промчался между многочисленных островов и остановился по воле Всевышнего у подножия Афонской горы. Та местность кишела идольскими капищами с громадным храмом Апполона в центре, где совершались разные гадания и языческие волхования.

Богоматерь сошла с корабля на землю и отовсюду к Ней повалил народ с вопросами: кто такой Христос и что Он принес на Землю? И тогда Она вынуждена была долго рассказывать людям о тайне воплощения Иисуса Христа, о выпавших на Его долю страданиях за грехи людей, о казни, смерти, воскрешении и вознесении на небо.

О сути Его учения – покаянии, прощении, любви к Богу и ближнему – как о единственных ценностях, утверждающих в мире добро, справедливость и благоденствие.

После столь прочувственной проповеди Божией Матери свершилось необыкновенное действие. Все слышавшие Ее пожелали принять крещение. Оставляя Афон, Богородица благословила новообращенных христиан и изрекла пророчество: «Это место да будет моим жребием, данным мне от Сына и Бога Моего. Да почиет благодать Моя над живущеми здесь с верою и благочестием и сохраняющими заповеди Сына и Бога Моего. Они будут иметь в изобилии и с малым трудом все необходимое для земной жизни, и не оскудеет к ним милость Сына Моего. До скончания века Заступницей Я буду перед Богом Моим».

Первым иконописцем, оставившим наиболее точный облик Богородицы, был ученик апостола Павла и его помошник святой евангелист Лука. Видеть лик Божией Матери пожелали благочестивые верующие. Святой Лука пишет образ Девы Марии и преподносит его Ей Самой. Она увидев первую икону Богоматери, а точнее свой образ, невольно изрекла: "Благодать родшагося от Мене и моя с сею иконою да будет!" Ее благословение и сделало иконы Божией Матери благодатными – дарящими верующему человеку благо, избавление от порока, наполняющими душу божественным светом.

К концу своей земной жизни Божия Матерь всем существом Своим стремилась к Небу. Однажды во время молитвы явился Ей снова архангел Гавриил с лицом радостным и сияющим, как и десятилетия назад, когда принес от Всевышнего Благую Весть. Он принес весть о том, что Богородице осталось пребывать на Земле всего три дня. С такой великой радостью Она приняла это послание, ибо не было для Нее большего счастья, как вечно лицезреть образ Своего Божественного Сына. Архангел Гавриил вручил Ей райскую финиковую ветвь, излучавшую необыкновенный свет днем и ночью.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Проводить в последний путь Богородицу собрались наичудесным образом со всего света апостолы и ученики, оповещенные Святым Духом. В назначенный срок храм осветился невиданным небесным торжественным светом. Взирая на просветленное лицо Господа, дражайшего Сына Своего, без малейшего телесного страдания, как бы сладко засыпая, Богородица передала Ему в руки пресветлую и пречистую душу Свою. Успение означает то, что Дева Мария после тяжкого многолетнего бодрствования опочила сладким сном, преставилась к вечному источнику жизни, став Матерью Жизни, избавляя молитвами Своими от мук и смерти души смертных, вселяя в них Своим Успением живое предощущение вечной жизни. Апостол Фома прибыл в Гефсиманию на третий день после погребения Пресвятой Богородицы. Другие апостолы позволили ему открыть гроб,чтобы совершить последнее прощание. Был отвален камень, но тела Девы Марии там не оказалось. К вечеру святые апостолы сели за трапезу. Все думали и говорили за трапезой только о чудесном исчезновении тела Богородицы. Трапеза была окончена, все встали и по обычаю подняли хлеб, отложенный в честь Господа… Устремив вверх глаза, готовясь к молитве, все увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. И услышали от Нее: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!"


На главную страницу