Введение. Иконы и иконопись

Икона есть алтарь. Икона – это окно, через которое мы видим Царство Божье и человека обожествленного. Икона освещает жизнь и дом, поэтому она освящена.

Прежде чем приступить к основному этапу создания иконы, необходимо тщательно разобраться в духовных основах иконописания, без чего иконография превращается в религиозную живопись.

Первой заповедью иконописцу будут слова апостола Павла: "Непрестанно молитесь" (1Фес.5,17).

Чтобы понять значение молитвы при иконописании, сравним это вдохновенное занятие с живописанием. Обычно живописец в своем творчестве пытается согласовать душевные чувства с тем, что он изображает на холсте. По существу, опытный мастер изображает в своем произведении себя и свои ощущения.

"Мыслить красками" – процесс сложный, и когда он успешно завершается, то приносит большое удовлетворение. Выражать себя в творчестве – это высшая форма человеческой деятельности, ведь в этом деле созидается личность. И чем больше в обществе высокоразвитых личностей, тем оно совершеннее.

Подобно живописцу творит и боговдохновенный иконописец, только он предварительно очищает свою душу молитвой, чтобы в нее вошел Христос.

О том как пишется икона, повествуется в одном древнехристианском предании: «Во время земной жизни Христа в городе Едессе, небольшим царством правил страдавший проказой царь Авгарь. Он уверовал в Иисуса Христа и написал Ему письмо с приглашением прибыть, чтобы исцелить его и разделить с ним царство. Но Господь отклонил приглашение Авгаря.

Тогда царь Авгарь пожелал иметь изображение Иисуса Христа и послал к Нему своего художника Ананию. Христос начал читать проповедь, а Анания пытался Его нарисовать, но все усилия художника оказались тщетными. Когда человек в таких случаях осознает свое бессилие, он начинает молить Бога о помощи.

Господь подошел к Анании, взял плат, приложил к Лицу и чудесно отпечатлевшееся на нем изображение Своего образа отправил царю Авгарю. Авгарь с благоговением принял Нерукотворный образ Спасителя, приложился к нему и тотчас же исцелился» (Авгарь причислен к лику святых. Память 31 декабря).

Это предание показывает, что для написания иконы, художник должен старательно использовать все свое мастерство, призывая на помощь Иисуса Христа, Который придет и чудесным образом сотворит Лик на иконе.

Если Спаситель не посетит душу иконописца, то плодом его творчества получится не икона, а живописное произведение.

К сожалению, долгое время первая заповедь иконописца попиралась некоторыми художниками, ряд икон писали без молитвы, в результате так живопись постепенно вытесняла икону. По существу, это было насмешкой врага человечества над святым мастерством.

Предание о Нерукотворном Образе показывает, что икона может спасать людей. Царь Авгарь из города Едессы символизирует такое время и такое место в жизни общества, когда люди погибали от проказы, посылаемой за тяжкие грехи. Но в эту пору и исцелил царя Живой Христос, для наших тяжких времен Спаситель оставил нам Свою икону и иконы Своих святых. Так что возрождение иконы – исключительно серьезное дело.

Труд иконописца – труд для Бога. В этом труде человек целиком забывает себя, полностью полагаясь на Волю Божию. Ведь икона рождается только там, где есть духовное делание. И все суетные заботы оставляет истинный иконописец за приделами его дерзаний. Ради истины в жертву приносится все временное, и ценится все то, что не в ущерб совести. Любовь к Богу и будет любовным деланием. Совершается оно с молитвой, устраняющей все преграды. Икона, творимая любовным деланием, как сокровенное искусство, постигается только внутренними очами, то есть богомысленно. Всмотрись в Образ и почувствуй к Нему свою любовь. Такой взор и будет богомысленным. Он умудрит твою кисть творить церковно и жить в Боге.

Живописная картина изображает земной мир, видимый глазами и по-своему прочувствованный художником. Иконописец входит в духовный мир, полагаясь на благодать Святого Духа, не доверяя поиск своему несовершенному внутреннему видению, как доверяет ему обыкновенный художник. Иконописец вверяет себя Иисусу Христу, Который и ведет его благодатной стезей предания и откровения.

Земной мир – это наш временный дом. Несомненно, что мы должны его знать и любить, и живописцы нам в этом помогают. Иконописцы уважают труд художника, но они предпочитают быть осторожными к красотам земного мира, чтобы не впасть в соблазн безблагодатного изображения естества.

Духовный мир – это мир верующего сердца. И окном в этот мир служит икона. Она является зримым изображением образа Спасителя, Его земной и Божественной сути. Это же относится и к образу Богородицы, а так же к образам Апостолов и святых Божиих угодников. За каждым образом стоит Первообраз: неспроста же Иисус Христос дал людям первую Свою нерукотворную икону, приложив плат к Своему лику. Апостол Лука создал первые рукотворные иконы, одухотворенные Святым Духом. А благовестник Божественного откровения Апостол Иоанн Богослов также неспроста покровительствует иконописцам.

Около двух тысячелетий иконы исцеляли и спасали не только отдельных людей, но целые города и страны. Будем надеяться, что и нам, при теперешних наших бедах, поможет задушевная молитва перед святыми иконными образами. Да поможет нам Господь.

Криворотов В.А., иконописец